Долгосрочный экономический прогноз: зачем и как
30 Декабрь, 2016
category: Вопросы экономического развития
«К 2030 году национальная экономика вырастет на столько-то процентов», «через 10 лет компания рассчитывает иметь такую-то долю на рынке» – мы часто сталкиваемся с такими формулировками. Это и есть долгосрочный экономический прогноз. Он обычно наполнен цифрами и выглядит убедительно, но вот что за этим стоит?
Горизонт прогнозирования
Чаще всего различают краткосрочный (1-2 года) и среднесрочный (3-5 лет) экономический прогноз. Долгосрочный менее определен. По логике, он должен отстоять от сегодня на срок более пяти лет. Однако зачастую его горизонт определяют в 10, 20 и более лет. По-видимому, числа кратные десяти выглядят солиднее.
Как связаны между собой горизонт прогноза и его надежность? Здесь уместно привести сравнение с метеорологией. Синоптики говорят, что при переменчивой погоде надежность прогноза на сутки вперед составляет условно 90%, на трое суток – 30%, а дальше – еще меньше. Примерно так же и в экономике, где «погода» всегда переменчива. Краткосрочные прогнозы обычно достаточно надежны, среднесрочные уже гораздо меньше, а долгосрочные – даже и не совсем прогнозы, а скорее видение и ожидания.
За примерами далеко ходить не нужно. Радикально ошибаются не только простые аналитики, но и специалисты высшего уровня, имеющие доступ к наиболее качественной информации. Достаточно вспомнить прогнозы цен на нефть, сделанные десятилетие назад. Например, Goldman Sachs уверенно прогнозировал 200 долларов за баррель. Даже руководители Федеральной Резервной Системы США (А. Гринспен, Б. Бернанке) «отметились» крайне неудачными оценками перспектив развития рынков недвижимости и ипотечного кредитования.
Ошибки неизбежны, однако в прогнозе есть толк
Почему так часто ошибаются? Во-первых, экономическая среда исключительно многофакторна, и точно рассчитать ее эволюции в условиях постоянно меняющегося удельного веса отдельных элементов не сможет ни один, даже самый мощный, компьютер. Во-вторых, экономические вопросы очень тесно связаны с политическими, а в низкой надежности политических прогнозов мы все в последнее время неоднократно убеждались.
В то же время долгосрочные прогнозы отнюдь не бесполезны. Ими задаются некие рамочные условия, то самое видение дальнейшего развития, без которого невозможно понимание перспектив и выбор правильного вектора движения. Как на уровне государства, так и отдельной компании. Поэтому без них никуда.
Как строят долгосрочный экономический прогноз?
Не будем затрагивать верхний, государственный, уровень. Рассмотрим только алгоритм долгосрочного прогнозирования развития бизнеса.
Шаг 1
Составление расширенного списка (long-list) факторов прогноза. Понятно, что все движущие силы учесть невозможно, но методом экспертной оценки выбираются те из них, влияние которых признано наиболее существенным на рассматриваемом горизонте.
Шаг 2
Составление списка ключевых факторов – short-list – обычно не более пяти, которые будут использованы в качестве каркаса прогнозной модели.
Шаг 3
Построение прогнозной модели. Здесь открывается широкое поле для творчества посредством электронных таблиц MS Excel или специализированных программных продуктов. Факторы ранжируются, между ними определяются взаимосвязи, вводятся дополнительные параметры, характеризующие изменчивость факторов.
К сожалению, в рамках короткой статьи невозможно привести пример такой модели по причине ее неизбежно большого размера и необходимости детальных комментариев. По сути, разновидностью модели долгосрочного прогноза является финансовая модель, но она все же более узкая, нацелена на прогноз финансовых результатов.
Шаг 4
Анализ чувствительности. Здесь анализируется поведение ключевых факторов по отдельности или в комбинациях. Тем самым достигается понимание поля возможностей для развития, которое далее оформляется в виде нескольких сценариев.
Шаг 5
Сценарии. Их не должно быть много, чтобы картина не расплывалась, задавала более или менее четкие ориентиры. Чаще используют три сценария:
- Позитивный – объединяет наиболее положительные возможные результаты, которые достигаются при благоприятном стечении обстоятельств и эффективных усилиях самой компании;
- Базовый – объединяет умеренные ожидания, когда комбинация внешних и внутренних факторов приводит к далеко не всегда оптимальным результатам, однако бизнес сохраняет устойчивость;
- Негативный – объединяет отрицательные возможные результаты как следствие преобладания негативных трендов и условий.
Общее понимание при этом обычно следующее: компании следует стремиться к позитивной траектории, имея в виду, что более реалистична базовая, и одновременно прикладывать все усилия, чтобы не допустить негативного сценария.
Как выглядит прогноз?
Долгосрочный экономический прогноз как финальный продукт обычно состоит из двух компонентов:
- Презентация (чаще в формате MS PowerPoint), в которой излагаются сценарии, ключевые факторы и допущения;
- База данных, которая может обновляться по мере поступления новой актуальной информации и позволяет «играть цифрами» – это важно, если прогноз предполагается не закрытым, а с возможностью последующего обновления и адаптации к изменившимся условиям.
В целом каждый долгосрочный экономический прогноз представляет собой некоторую комбинацию объективного математического аппарата и субъективного экспертного взгляда. Прогнозы сугубо математические, к сожалению, пока слишком формальны и плохо адаптируются к уникальным условиям каждой конкретной компании. Ведь нет такой программы, которая сумела бы точно предсказать курс американского доллара через неделю. Впрочем, и экспертов таких тоже нет.
Автор: Сергей Болтрамович, кандидат географических наук